Практика  «интегральная йога»,  осуществляет полную трансформацию индивидуума на всех пяти главных планах существования — физическом, витальном, ментальном, интеллектуальном и духовном — постепенно, слой за слоем, снимая ту ограниченность, которая является барьером на пути человека к обретению «вселенского видения». Тело рассматривается одновременно как носитель и храм божественного. О теле заботятся не ради него самого, а как об инструменте Бога.

Интегральная йога  состоит из серии приёмов, которые могут быть сгруппированы в пять категорий, соответствующим пяти телам, которыми мы наделены:

 

хатха — йога физическое тело

кундалини — пранаяма витальное тело

дхьяна-йога — ментальное тело

мантра-йога — интеллектуальное тело

бхакти-йога — духовное тело

Каждый из описываемых  методов соответствует одному из пяти тел.

 

хатха-йога — это искусство контроля над физическим телом с помощью асан, бандх и мудр. Это отправная точка для обучающегося крийя йоге.

Управлять физическим телом, по сравнению с ментальным или витальным, относительно легко, поскольку последние много тоньше и менее подвержены воздействию воли человека. Асаны, бандхи и мудры вызывают состояние расслабления на всех пяти планах. Они как бы массируют внутренние органы и железы, способствуя укреплению физического тела. Они эффективны в предотвращении и лечении многих заболеваний и функциональных расстройств, например таких как диабет, нарушение дыхания и гипертония, а также для коррекции эмоциональной неуравновешенности. Таким образом, они устраняют одну из основных причин человеческих страданий — «плохое здоровье». Они также способствуют успокоению физического тела во время медитации. Асаны помогают ограничить разрушающие воздействия стрессов и сохранять спокойствие во всех ситуациях. Практика асан на фоне непрерывного осознавания является вводным курсом в практику медитации.

Для интегральной   из тысяч существующих в классической хатха-йоге асан лишь 18, с некоторыми их вариациями. Эти 18 асан оказывают эффективное воздействие на все части тела и помогают решать задачи, которые встанут на следующих этапах практики крийя йоги. В идеале они должны изучаться и применяться ещё до обучения пранаямам и медитации. Но и после этого они остаются важной частью личной практики на протяжении всей жизни, даже на завершающих стадиях духовного развития и трансформации.

кундалини-пранаяма

Искусство управления дыханием, крийя кундалини-пранаяма, является самым важным и мощным методом в крийя йоге Бабаджи. Она пробуждает кундалини — энергию, дремлющую в муладхаре, и распределяет её через сеть нади. Посредством регулярной практики ученик постепенно пробуждает все чакры и соответствующие им уровни сознания, становится, образно выражаясь, энергетическим генератором на всех пяти планах существования, Через это он достигает самореализации и состояния самадхи.

дхьяна-йога

В образной форме ум можно сравнить с обезьяной, пьяной от вина желания и ужаленной пчёлами гордости. дхьяна-йога, искусство управления умом, включает в себя ряд медитативных техник для достижения контроля над непокорным умом.

Первая техника  дхьяна-йоги способствует очищению подсознательного ума со всеми его подавленными желаниями, страхами и воспоминаниями. Последующие техники помогают ученику постепенно пробудить скрытые возможности своего ума через практику концентрации, созерцания, постоянного внимания и осознавания.

мантра-йога

Корень «ман» в слове «мантра» означает «думать», а частица «тра» происходит от слова «трай» — «защищать» или «освобождать». Имеется в виду освобождение от цепей сансары, от наших склонностей и привычек. Большинство людей является их рабами. Но если привычки и тенденции вытесняются и замещаются мантрой -человек освобождается от них. Когда вместо укрепления привычки энергия человека направляется на повторение мантры, привычка постепенно уходит. Повторение мантры устраняет такие замутняющие человеческое видение эмоции, как гнев, страх, алчность и похоть. Как чистое зеркало отчётливо отражает реальность, так и ум способен отражать высшие духовные истины, когда подобные эмоции устранены.
мантра-йога — это мысленное повторение обладающих духовной силой звуков с целью пробудить интеллект. Такое повторение мантры называется джапа, или мантра садхана. Мантра даёт покой и блаженство, через раскрытие интуиции пробуждает интеллект и осознавание. Творческий мыслительный акт совершается спонтанно, в промежутке между волевыми усилиями мысли. Вдохновение скорее может прийти тогда, когда место работающего ума занимает мантра, повторяющаяся сама по себе. Джапу следует совершать с глубокой верой (шраддха), любовью (бхава) и сосредоточенностью (дхарана).

В периоды беспокойства, депрессии или сомнений повторение мантры помогает успокоиться и сосредоточить внимание.

Изучение мантр по книгам не даёт должного результата. Научить им может тот, кто имеет необходимый духовных опыт и способен передать связанные с мантрами тонкие вибрации и соответствующие состояния сознания. Мантрам следует обучаться практикуя антар крийя йогу когда ученик и окружающая атмосфера очищаются различными йогическими практиками.

бхакти-йога, йога любви и преданности, способствует стремительному продвижению на пути к самореализации. Исполнение религиозных песнопений, участие в богослужениях, соблюдение обрядов, паломничество в святые места — всё это раскрывает сердце и ум навстречу Любви. Однако, те, кого в силу их эмоционального склада привлекает именно бхакти-йога, могут обнаружить, что иногда их эмоции принимают негативный и неуправляемый характер. В таком случае восстановлению контроля и уравновешенности могут способствовать другие направления йоги —  хатха-йога, медитация, пранаяма, карма-йога и мантра-йога.

карма-йога — это «бескорыстное служение, выполняемое со знанием дела и умением». Обычно люди занимаются той или иной деятельностью, ожидая получить что-либо взамен. В этом заключена их фундаментальная ошибка в вопросе об источнике счастья. Люди пытаются найти счастье во внешних вещах или действиях, не отдавая себе отчёта в том, что счастье – это всегда нечто, пребывающее внутри. Они принимают те обстоятельства, при которых бывают счастливы, за само счастье. При выполнении карма-йоги эта ошибка устраняется. В карма-йоге поступок совершается не потому, что он принесёт счастье (оно уже является неотъемлемым свойством нашей внутренней сущности), а для того чтобы освободиться от привязанности к результатам, исполняя свой долг во всех ситуациях в духе любви и служения. Будучи непривязанным к результатам, человек не создаёт никакой новой кармы, то есть желаний, влекущих за собой действия, и обретает непреходящий покой. Причём все действия совершаются «со знанием дела и умением», ибо в основе этой деятельности лежит дух любви.

Практика  карма-йоги начинается с того, что несколько часов в неделю посвящается какой-либо деятельности на благо других. Практикующий начинает отличать требования эго от требований Высшего Я.

 

Если выполнять йогические приёмы по несколько минут утром и вечером, и при этом забывать о них в остальное время, — это в какой-то степени устранит стресс повседневной жизни и, возможно, даже приведёт к проблескам озарения, но не к настоящей трансформации. Поэтому так важно научиться интегрировать  йогу во все сферы своей жизни, включая сон, питание и работу.

Интегральная  йога даёт новичку познания в йогической вегетарианской диете, навыки успокоения ума, посвящает его в дополнительные техники пранаямы и медитации. Интегральная йога помогает ученику найти тот образ жизни, который объединяет интенсивную практику  йоги на пути к самореализации с повседневной деятельностью.

Любовь

« Ощущение отгороженности от мира постепенно сменяется осознанием своего единства с этим миром. Любовь к миру начинается с себя. Нужно любить и развивать каждый аспект своей сущности: физический, витальный, эмоциональный, ментальный, интеллектуальный и духовный. К развитию и взращиванию каждого аспекта требуется особый подход. Любовь к себе — основа основ йоги, поскольку именно она учит любви к другим людям и, в конечном итоге, к Богу.